ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТАРТАПОВ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ. Обзор №7

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТАРТАПОВ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Сфера добровольчества обширна, безвозмездный осознанный труд для решения социальных проблем – одна из старейших форм объединения ресурсов социума перед существующими вызовами в истории человечества.

В данном докладе мы хотим рассмотреть и предложить вам несколько форм добровольчества, которые могут быть проявлены в вопросах развития такого, по-новому осознанного, явления современной экономики, как социальное предпринимательство.

Добровольчество – площадка для эксперимента, для вложения своих сил и тестирования проектных идей. Это ключевая характеристика всего некоммерческого сектора, представляющего собой основу инноваций в нефинансовом секторе экономики, но в добровольческих организациях и социальных проектах специфика такого сектора развития, «креативного котла» проявляется, как правило, наиболее ярко. [1]

Второй ключевой особенностью добровольчества можно назвать неустойчивость количества и содержания самого человеческого капитала, высокую динамику изменений и явную «текучесть» кадров.

Если в обычной некоммерческой организации весь коллектив, как правило, представляет собой небольшую сплоченную команду, то в добровольчестве – человек может оказаться частью коллектива, решающего ту или иную социальную проблему на срок до нескольких минут ☺

При реализации добровольческих проектов мы имеем дело с десятками, сотнями и тысячами людей, откликающихся на острые и проблемные ситуации, оказывающие разовую или ситуационную помощь и так далее, по самому широкому спектру причин и мотивов, часто даже не успевая проанализировать и понять, почему наш призыв нашел такой отклик в сердцах и душах людей.

Понимание этих двух факторов добровольчества – специфика принадлежности к «сектору развития» и постоянная «неустойчивость человеческого ресурса» позволяют нам по-новому посмотреть на вопрос обеспечения стабильности в деятельности как некоммерческих организаций, так и корпоративных программ в области добровольчества.

Рассматривая акт добровольчества каждого отдельного человека как погружение в поиск и реализацию решений социальных проблем, можно отметить и почти гарантированный новый инновационный взгляд на социальную проблему, который привносит каждый доброволец. При этом, важно обратить внимание на те группы добровольцев, которые обладают наибольшим объемом личностного капитала – с одной стороны, капитала готовности вкладывать жизненную энергию, время - вплоть до перспектив посвятить себя реализации миссии социального служения, а с другой стороны, - капитала жизненного опыта, профессиональных компетенций, широкого круга социальной поддержки и даже финансовой устойчивости.

Таких групп, как минимум, две: к первой относится студенческая аудитория, ко второй – состоявшиеся бизнесмены, представители малого, среднего и, возможно, крупного бизнеса.

И если о перспективах студенческого добровольческого движения говорится достаточно, то о добровольческих программах для владельцев бизнеса практически не говорится, хотя примеров даже при минимальном приближении можно найти очень много. Но пока, несмотря на массовость явления, этот вопрос не получил достаточного изучения.

Мы постараемся заложить основы данного подхода. И надеемся на его изучение как в России, так и за рубежом.

Нашей ключевой гипотезой одного из необходимых векторов развития добровольчества является гипотеза того, что в данном контексте добровольчество может являться площадкой для развития социального предпринимательства. В свою очередь, социальное предпринимательство обеспечит и развитие добровольчества.

Мы собрали несколько наиболее популярных форм добровольческого участия бизнесменов, исходя из российской практики, и думаем, что каждый, кто сейчас читает этот текст, также сможет узнать известные ему примеры и по-новому посмотреть на привычное явление.

Менторство

По приглашению Бизнес-инкубатора НИУ-ВШЭ я в течение двух месяцев, как успешный предприниматель, работал на безвозмездной основе в качестве ведущего мастер-класса, эксперта пары десятков проектов и ментора одного из них. Проект «Сенсорный сад», в котором я стал ментором, очень быстро набирает обороты и имеет все шансы стать популярным, финансово устойчивым и знаковым проектом социального предпринимательства в России.

Так же работает большинство Школ социального предпринимательства по стране (например, Школа социального предпринимательства Новотерра (Новосибирск), Школа экологического предпринимательства (Иркутск) и так далее). [2]

Экспертиза и оценка

Одна из форм вовлечения предпринимателей в добровольчество, развивающее социальное предпринимательство – организация и участие экспертных площадок для социальных проектов, стремящихся найти свою бизнес-модель для финансовой устойчивости. Такой площадкой является, например, Интеллект-центр, ежемесячно собирающий несколько десятков специалистов и бизнесменов для анализа и рекомендаций лидерам проектов в области социального предпринимательства.

За первые два месяца работы площадка объединила более 30 специалистов и предпринимателей, поддержав уже четырех социальных предпринимателей. По словам организаторов, если раньше предпринимателей приглашали на подобные встречи, то сейчас из желающих уже выстроилась очередь, поэтому подобные мероприятия планируют проводить не только в Москве, но и в регионах. [3]

Помощь в разработке проектных идей и бизнес-планов/ моделей

Один из известных и популярных интернет-сервисов для развития социального предпринимательства в России – «Банк социальных идей», где собираются проектные идеи, направленные на решение социальных проблем, в ближайшее время планирует открыть возможность начинающим предпринимателям и лидерам некоммерческих организаций находить сторонников и экспертов среди бизнесменов и уже состоявшихся социальных предпринимателей. Предполагается, что такой проект вызовет интерес с одной стороны Центров инноваций социальной сферы, а с другой действующие ассоциации предпринимателей. [4]

Соучастие в управлении и реализации социальных проектов

Еще одна распространенная форма добровольческого участия предпринимателей хорошо объяснятся в цитате одного из лидеров российской IT-индустрии, основателя компании Alawar Александра Лысковского: «это что-то вроде менторства конкретных проектов или работа в наблюдательном совете. Плюс точечная финансовая помощь. Причем на небольшие суммы - десятки и редко сотни тысяч рублей. Потому что я считаю, что как менеджер и организатор я могу дать больше, чем как спонсор».

Александр участвует в работе профессионального образовательного сообщества специалистов, студентов и школьников, увлеченных робототехникой «Лига Роботов», работает в попечительском совете благотворительного фонда «Здравоохранение – детям!», и работе бизнес-инкубатора Академгородка, который оказывает поддержку начинающим предпринимателям, реализующим инновационные проекты, а также инновационным предприятиям. [5]

Помощь в инвестировании и отработке бизнес-моделей

Один из показательных примеров - нижегородская компания «Бинар Ко», которая, начав с благотворительных проектов и участия первых лиц в социальных программах, в дальнейшем учредила благотворительный фонд для поддержки семейного детского дома в селе Нуча, а затем совместно с семейным детским домом создала ферму и проработала для нее все бизнес-процессы, обеспечив ее стабильность и финансовую устойчивость как для самой фермы так и для семейного детского дома – создавая рабочие места для его выпускников. [6]

И для полноты картины – предлагаю посмотреть на добровольческие инициативы медиа-лиц, известных актеров, представителей шоу-бизнеса - именно здесь это проявляется особенно ярко:

Создание социального предприятия

В Москве для людей с тяжелыми психо-неврологическими нарушениями действуют «Особые мастерские» при Московском технологическом колледже N 21.  Это первый колледж в России, который добился разрешения на то, чтобы обучать подобных ребят нескольким профессиям - керамике, столярному делу, полиграфии, текстилю и цветоводчеству. Летом 2010-го года, в Доме актера прошла выставка-ярмарка декоративно-прикладных изделий учащихся «Особых мастерских». Актеры РАМТа приняли участие в организации благотворительной ярмарки и сыграли сказочное театральное представление для всех участников. Они были покорены работами этих необычных гончаров и ткачей. И тогда родилась идея: создать интернет-магазин необыкновенных, наивных подарков, чтобы как можно больше людей смогли приобрести эти авторские работы, сделанные с такой любовью и теплотой. Так идея воплотилась в реальное дело. Известная российская актриса Нелли Уварова стала инициатором и соучредителем проекта «Наивно? Очень», в рамках которого появился сайт с простым и понятным адресом: www.naivno.com. Проект «Наивно?Очень» - предприятие социального предпринимательства, оно действует за счёт самоокупаемости и выхода на уровень прибыли, получаемой от своей деятельности. [7]

Все эти примеры объединяет добровольчество и реализация подхода к нему как к площадке для стартапов социального предпринимательства. Уверен, через год их станет на порядок больше!

Список литературы:

[1] Вайнер В., Гладких Н. Некоммерческие организации. Эффективная социальная реклама. М., Книга и бизнес, 2012

[2] Каталог «Социальное предпринимательство в России» // Благотворительный фонд садовой терапии «Сад в городе», http://soindex.ru/companies/view/25 (15.06.2014)

[3] Сайт сообщества «Банк социальных идей» // https://www.facebook.com/bankofsocialentrepreneurs (15.06.2014)

[4] Сайт «Банк социальных идей» // http://www.social-idea.ru/ (15.06.2014)

[5] Персональная страница Александра Лысковского в социальной сети Фейсбук

[6] Сайт компании «Бинар Ко», раздел Благотворительность - http://www.binarko.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=50&Itemid=50&lang=ru (15.06.2014)

[7] Сайт «Наивно? Очень», раздел О проекте - http://naivno.com/o_proekte.htm (15.06.2014)

Обсуждение поста

Написать комментарий Нет комментариев

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.

Вы можете зарегистрироваться, авторизоваться
или войти в 1 клик через профиль в социальных сетях: