К вопросу о самоопределении в социальном предпринимательстве

Материал по итогам вебинара «Самоопределение в социальном предпринимательстве». Все вебинары по теме смотрите в нашем плейлисте по социальному предпринимательству

Осторожно! Текст содержит «многобукв», цитаты ученых и сухие определения!

Известная многим притча:

“Для чего вы работаете?”,– спросил прохожий каменотесов.

Первый ответил: “Чтобы прокормить семью”.

Второй сказал: “Чтобы обтесать камни для той стены”.

Третий произнес: “Чтобы построить замечательный Храм”

наглядно показывает, что у каждого из нас всегда есть своя и часто уникальная цель для работы, жизни, активности. Но еще чаще мы не задумываемся об этой цели, не ставим ее осознанно, не продумываем так, чтобы, с одной стороны, начать к ней двигаться, а с другой, понять, что мы к ней уже пришли.

Интересно, что с позиций науки, – психологии,  самоопределение – это высшая психическая функция. Она стоит в одном ряду с такими функциями, как мышление, сознание, самосознание, воля и ответственность. Все люди, включенные в социальные и производственные отношения, так или иначе самоопределяются. И весь вопрос в осознанности и качестве этого самоопределения.

Что означает «самоопределение»? Зачем оно необходимо и необходимо ли? Ведь, может быть, не стоит забивать голову лишней суетой?

Вот, как описывается самоопределение в знаменитом словаре Ожегова:

«Самоопределиться - найти свое место в жизни, в обществе, в своей деятельности".

Ожегов разделяет самоопределение на три важные части

·      Самоопределение человека к цели и смыслу своей жизни;

·      Самоопределение человека к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества;

·      Самоопределение человека к нормам своей профессиональной деятельности.

Более детально о самоопределении пишет профессор Игорь Семенович Кон, обозначая его как процесс определения своего положения в мире, которое направлено вовне, но подразумевает определенную внутреннюю работу.

«Направленно вовне» означает, что человек определяет, решается на свой способ участия во внешней действительности. «Определенная внутренняя работа», связанная с самоопределением, состоит в выработке приемлемого для себя способа участия во внешних событиях с учетом требований внешних условий.

На этой же внутренней, самостоятельной работе делает акцент профессор психологии Сергей Леонидович Рубинштейн: "Человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека".

Показывая обратную сторону ситуации, когда человек не определяет свое отношение к внешнему, Сергей Леонидович отмечает, что в этом случае человек становится

·      либо "рабом" своих стихийных потребностных инстинктов,

·      либо легкой жертвой манипуляторов, формирующих нужное для них «отношение»,

·      либо объектом «силового» воздействия со стороны представителей социума, требующих от индивида подчинения текущим общественным нормам.

Один из современных российских ученых-психологов, профессор Олег Сергеевич Анисимов продолжает эту логику. Если предлагается самоопределиться, то, по мнению Олега Сергеевича, необходимо иметь:

·      с одной стороны - образ "себя" с наличием в этом образе актуальной потребности и системы устремлений;

·      с другой - образ нормативного поведения, чувствования, мышления, иных сторон проявлений человека.

"Результатом самоопределения выступает вхождение или не вхождение в процесс реализации требований…".

Таким образом, самоопределение характеризуется как нахождение баланса, равновесия между своими субъективными устремлениями и внешними требованиями с ведущим характером требований.

В данной статье мы попробуем в небольшом тексте и, по возможности, упрощая детали, пройти путь понимания этого самоопределения – для себя лично.

Мы сделаем пять шагов в последовательности рассуждения:

1. мотив и мотивация;

2. самоопределение к социальным нормам;

3. самоопределение к профессиональным нормам;

4. предпринимательское самоопределение.

И придем к пониманию вариантов и специфики самоопределения к социальному предпринимательству. И каждый читатель сможет выбрать свой, близкий вариант.

В случае, если «длинные слова только расстраивают» (как Винни Пуха в мультфильме о Дне Рождения Ослика Иа), можно пропустить данную часть текста.

1. Мотив и мотивация

Очень много книг написано о мотивации. Миллионными тиражами. Направленными на то, чтобы читатель стал успешен, богат, счастлив, независим. Мы не будем говорить много. Всего несколько абзацев с опорой на признанные во всем мире авторитеты. Просто, чтобы услышать, может быть, понять, и сделать следующий шаг.

Профессор Сергей Леонидович Рубинштейн, говоря о мотиве, выразил свое понимание в простой и лаконичной формуле: «Мотив – как побуждение – это источник действия…». И нам здесь важна именно эта фокусировка – «источник действия», так как в дальнейшем мы хотим увидеть, как появляется тот или иной вариант именно действия, основанного на отношении человека к социальному предпринимательству.

Еще один безусловный авторитет – профессор Дмитрий Алексеевич Леонтьев, рассматривая вопрос о мотивации, проследил последовательность формирования деятельности так:

«Встреча потребности с предметом есть акт ... опредмечивания потребности – наполнения ее содержанием, которое черпается из окружающего мира». Это очень важный момент, до этого мы еще не осознаем, не видим образа нашей потребности, многие чувствуют неудовлетворенность, могут даже прожить с ней долгие годы, но не начать поиск соответствующего предмета (как предмета в школе или университете) для наполнения содержанием этой части своей жизни.

Профессор Леонтьев продолжает: «Это и переводит потребность на собственно психологический уровень.... Потребности управляют деятельностью со стороны субъекта, но они способны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными...» То есть, пока мы не запустили собственный поиск (сканирование) окружающего мира и не опредметили нашу потребность в понятном и четком образе, мы так и останемся в ситуации неудовлетворенной потребности.

И далее Дмитрий Алексеевич завершает описание этой нашей внутренней работы: «Мотивация обслуживает процесс опознания потенциального предмета потребности и придание ему «потребностной значимости». После этого мотивация запускает процесс присвоения потребностно-значимого предмета, что и ведет к удовлетворению потребности индивида».

Говоря бытовым, условно современным языком, мы «инвентаризируем» и «приватизируем», присваиваем себе то, что искали, что нашли и признали в этом предмет нашей потребности.

Таким образом: «мотивообразовательные процессы обеспечивают удовлетворение потребностей в жизни индивида еще до социальных, культурных и деятельностных форм его бытия». Но дальнейшие механизмы «опредмечивания» и «присвоения» сохраняются и по отношению к общественным нормам.

2. Самоопределение к общественным нормам

Давно отмечено, что самоопределение к общественным нормам выступает первым условием социализации человека. Ведь только при включении человека в социальную жизнь возможно развитие таких психических функций как сознание, самосознание, самоопределение, воля, мышление, ответственность и т.п., хотя конечно, большинство людей об этом не задумывается, да и не имеет возможности это сделать в соответствующем возрасте.

Тем не менее, именно социально значимое самоопределение "выступает основой собственного развития". Именно так об этом говорит профессор Михаил Борисович Гинзбург, уточняя: «Сложность обсуждаемого перехода человека от "индивидуально-жизнедеятельностного бытия" к "социально-значимому бытию" заключается в вытеснении "на периферию" принципа "удовлетворения своих потребностей во что бы то ни стало" и в освоении способов социально приемлемого бытия».

В этом описании перехода уже можно увидеть зачатки того явления, которое ищем – почему и как люди начинают обращать внимание на социально-значимое, частично замещая индивидуально-значимое, и позже это позволит нам лучше понять и принять существование созданного людьми бизнеса, где общественное благо будет важнее личной прибыли и дивидендов.

Наиболее ярко и точно – практически как прямой монолог, достойный стать ключевым сообщением в ролике социальной рекламы социального предпринимательства, эту позицию человека выразил Сергей Рубинштейн:

"…Я потому этого хочу

– иногда всем своим существом,

до самых сокровенных глубин его,

–      что я осознал общественную значимость этой цели,

и ее осуществление стало моим кровным, личным делом,

к которому меня влечет иногда с силой,

превосходящей силу элементарных, только личностных влечений».

В данной позиции проявляется то, как общественное "выступает уже не как внешнее для индивида, а как способ его бытия, способ его жизнедеятельности".

Делая выводы о природе этого, второго шага в нашем небольшом пути исследования самоопределения, Сергей Рубинштейн описывает и переход от первого ко второму, показывая, как меняется значение внутреннего личностного мотива: "Сила объективных вещей обычно такова, что она, скорее, использует личные мотивы человека как приводной ремень для того, чтобы подчинить его деятельность объективной логике задач, в разрешение которых он включен. И чем значительнее эти задачи и существеннее деятельность, тем жестче проявляется детерминирующая сила задач, тем менее существенными для понимания деятельности становятся стоящие вне отношения к ним личностные мотивы". –

Опираясь на эту логику движения, мы переходим к третьему шагу:

3. Самоопределение в деятельности

Так как в данном обзоре мы стараемся следовать подходу «от общего к частному», то на третьем шаге сталкиваемся с появлением вариантов дальнейшего движения:

Общепринятыми направлениями самоопределения в деятельности можно считать следующие:

·      с направленностью на процесс, содержание труда или на получение результата,

·      с конструктивной или неконструктивной направленностью,

·      с мотивами социального общения, сотрудничества, интереса к оценке своих коллег или с выраженной узко-индивидуальной самореализацией в труде.

При этом хочется дополнительно уточнить последний пункт о самоопределении в деятельности на основе мотивов профессионального общения (так как мы видим в их отсутствии в настоящее время в России ряд затруднений для развития предпринимательства и социального предпринимательства в частности):

·      мотивы престижа профессии в обществе,

·      мотивы социального сотрудничества в профессии,

·      мотивы межличностного общения в профессии,

+

·      мотивы развития и самореализации в профессии,

·      мотивы развития индивидуальности в профессии.

Изучая данный шаг самоопределения на основе уже сказанного выше и приближаясь к искомому самоопределению в социальном предпринимательстве, мы решили подробно рассмотреть стандартную ситуацию, когда управленец, получая заказ от заказчика, берет на себя ответственность за своевременное и качественное его выполнение. Вот, как это описывает профессор Олег Анисимов:

«Целью управленческой деятельности является организованное производство продукции исполнителями в согласованные с заказчиком сроки, в нужном объеме и требуемого качества. Однако, для гарантированного достижения цели управленец должен правильно организовать свой процесс управления исполнительской деятельностью. Для этого от него требуется адекватное продуктно-процессное самоопределение к рамкам свое деятельности.

Данное самоопределение возможно только при отходе на время деятельности от логики удовлетворения своих (т.е. до-деятельностных) потребностей (индивидное поведение (1!) и строгом подчинении их требованиям управленческой функции (субъектно-деятельностное поведение (2!).

А поскольку управленец призван решать проблемы исполнительской деятельности, то в некоторых случаях могут возникать собственно управленческие проблемы, которые он должен уметь снять за счет творческого переосмысления, пересмотра и совершенствования своих норм. Для этого от него требуется личностно-деятельностное самоопределение (3!)

Управленец в своей деятельности должен быть готов как к поддержанию существующего уровня функционирования деятельности, так и к развитию форм деятельности при возникновении такой необходимости. Другими словами, он должен сочетать направленный на поддержание уровня функционирования деятельности подход самоопределения вместе с направленным на развитие деятельности развивающий подход.

Этот высший в данной классификации, личностный тип самоопределения в деятельности хорошо прорисован и прописан моими коллегами и друзьями, методологами Владимиром Верхоглазенко и Андреем Звезденковым:

Описывая развернуто верхнюю ступеньку самоопределения в деятельности Верхоглазенко и Звезденков практически (не стремясь к этому) подходят к описанию социального предпринимателя, в частности, они отмечают: «Личностные проявления человека в деятельности – это действия, связанные с творческими инновациями, в основе которых лежат ценности деятельности (включая социальные ценности). При возникновении или прогнозировании затруднений и проблем в деятельности человек с личностной ориентацией активизирует анализ причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений.

Таким образом, личностный акцент сосредоточен на непрерывном совершенствовании деятельности за счет коррекции нормативной базы, но не в угоду своим индивидуальным потребностям (как у индивида), а на основании согласованных ценностей деятельности.

Личностный (инновационный) тип управленческого самоопределения означает наличие мотивационно-операциональной направленности на творческий подход в решении своих задач и, особенно, проблем».

Мы в данном случае добавим – социальных проблем.

«Имея инновационную самоопределенческую установку, человек стремится к нестандартным решениям, к непрерывному совершенствованию норм, внесению инноваций в свою деятельность и в деятельность управляемой им исполнительской системы в проблемных ситуациях. Однако, не следует понимать инновационное самоопределение как полностью исключающее субъектное. В тех задачах, для решения которых рутинный подход более эффективен (например, в задачных ситуациях), управленец с инновационным самоопределением применяет отработанный алгоритм».

Нам кажется важным это подробное описание. Оно позволит в последующих текстах и рассуждениях понять место такого критерия социального предпринимательства, как «инновационность».

Но сейчас мы рассмотрим еще несколько цитат, на которые мы опирались в поиске самоопределения.

1. Просто насладимся отточенностью формулировки Ницше

«Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как».

2. Узнаем несколько уже высказанных мыслей и идей в тезисе Маслоу:

«Потребность в самоактуализации – таком «открытии своей идентичности, своего подлинного Я», таком «полном, живом и бескорыстном переживании» своего бытия, в ходе которого человек стремится раскрыть, актуализировать заложенные в нем возможности, быть тем, чем он может стать. Высшие, подлинно человеческие потребности проявляются в стремлении человека к высшим «бытийным» ценностям – добру, истине, совершенству, красоте» -

- и почувствуем близость к нашей теме.

3. В двух нижеприведенных высказываниях профессора Игоря Кона видна позиция многих из тех, кто уже называет себя социальными предпринимателями, видящими и решение текущих проблем, и слабые места социальной жизни, которые создают новые затруднения: «Многие исследователи полагают, что в развитии интеллекта за стадией «решения проблем», следует стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить новые проблемы» + «Постоянством обладает и такое свойство личности как способность к активному преодолению возникающих препятствий в противоположность приспособлению и эго-защитным реакциям (отрицание проблемы, желание уклониться от решения)».

4.  А завершить этот обзор хочется фразой Карла Ясперса: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим», - после которой мы теперь представим вам далекую от серьезной науки, но близкую к повседневной жизни и к каждому из нас классификацию вариантов самоопределения людей по отношению к социальному предпринимательству

На наш взгляд, самоопределение в социальном предпринимательстве можно разбить на три варианта выбора для каждого человека:

Первый – я, как обычный человек, готов приобретать товары, пользоваться услугами, созданными именно социальными предпринимателями, я хочу определять и выделять эти товары и услуги по соответствующей маркировке, знаю соответствующие бренды, имена и названия производителей, умею это делать и т.д.

Это самоопределение в социальном предпринимательстве для максимально широкого круга людей, которых можно объединить характеристикой: потребители товаров и услуг. Очень масштабное и перспективное направление развития социального предпринимательства – создание таких условий, при которых люди имеют возможность видеть в общем потоке товаров и осознанно приобретать товары и услуги именно социального предпринимательства, сочетая как удовлетворение личных потребностей, так и поддержку и участие в производстве и финансировании общественного блага. К этому относятся не только прямые покупки и заказы, но и относительно новые формы – коллективные покупки, краудфандинг и так далее. Такое самоопределение способно объединить до 80% жителей страны. И вывести социальное предпринимательство на принципиально другой уровень – в том числе, запросов от потребительского рынка.

И, главное, развитие данного самоопределения позволит людям, стремящимся реализовать «высшие по Маслоу» потребности, но при этом в силу разных причин иначе самоопределенным по отношению к своей текущей профессиональной деятельности, либо обладающим соответствующими компетенциями и пр. - перейти к следующим вариантам самоопределения.

Второй вариант самоопределения подойдет для тех, кто готов содействовать, соучаствовать в деятельности социальных предприятий. Те, кто хочет реализовать свои способности и возможности непосредственным участием в процессе, кто готов помогать, сотрудничать эпизодически, оказывать услуги «про-боно» и делиться компетенциями, готов участвовать в проектах поддержки и развития и пр. – это большая группа, хотя и значительно меньше первой. На данный момент в актив этой категории входит не менее 3000 человек, если взять действующие на данный момент сообщества, центры поддержки, школы и лаборатории социального предпринимательства и т.д.

И, наконец, третья группа – те, кто уже самоопределяется как социальный предприниматель, как социальный деятель. Сейчас, в 2014 году, это еще крайне редкое самоопределение, возможно ему соответствуют всего несколько сотен человек в стране. Но чтобы количество таких людей увеличивалась – надо создавать максимально широкую воронку входа, ситуацию «прикосновения» к этому явлению, давать возможность для реализации этого «движения души» в самых простых и привычных вещах, последовательно вовлекая в более сложные активности. Как в  спорте высоких достижений – сначала нужно создать все условия для массового спорта и здорового образа жизни. Мы можем последовательно создавать (и уже начали!) условия для понимания этого явления, чтобы находились те, кто соберет элементы социального проектирования решения социальной проблемы и основы предпринимательского подхода в единую композицию, кто почувствует вкус такого самоопределения, кто захочет самоопределиться как инноватор в социальной сфере, меняющий эту социальную сферу. И это будет отличаться от бизнеса в социальной сфере – где необязательно что-то менять, просто зарабатывая на существовании проблемы вечно.

Для меня социальное предпринимательство – это установка на изменение ситуации, когда проблема решается, исчезает, либо существенно сокращается ее влияние на жизнь человека. Когда можно сказать, «проблемы больше нет».

И поэтому эти три уровня самоопределения станут основой для последующих материалов, и, в том числе, для разрабатываемой сейчас федеральной информационной кампании по развитию социального предпринимательства в России.

28 мая 2014 года

Владимир Вайнер

Обсуждение поста

Написать комментарий 1 комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.

Вы можете зарегистрироваться, авторизоваться
или войти в 1 клик через профиль в социальных сетях:


27 октября 2014 08:22
Владимир Вайнер
Если возникнут комментарии и вопросы - задавайте - здесь или в сообществе в ФБ
Показать полностью
Прикреплённые файлы:
Прикреплённые изображения:
 
 
0
 
Комментировать
Написать комментарий 1 комментарий