Опыт США по развитию и поддержки социального предпринимательства. Обзор для Банка социальных идей №4

Аналитический отчет включает в себе три тематические главы, заключение, словарь терминов для чтения первоисточников и список литературы. По техническим причинам часть материалов не вошла в данную публикацию на сайте, полную версию можно посмотреть здесь.

В первой главе представлен общий обзор социального предпринимательства в США: особенности развития и понятийного аппарата, место социально-экономической модели США, способы финансирования.

Во второй главе подробно рассмотрены организационно – правовые формы социальных предприятий США.

В третьей главе приведены основные виды государственной и негосударственной поддержки социального предпринимательства.

Авторы:

·      Маша Гульбекян, руководитель проектов, аналитик Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway

·      Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, куратор проектов «Банк социальных идей» и «Каталог «Социальное предпринимательство в России», член рабочей группы Комитета Совета Федерации по совершенствованию законодательства в области регулирования социального предпринимательства и осуществления предпринимательской деятельности

Глава 1. Общие положения

1.              Предпосылки возникновения и история развития социального предпринимательства в США

В конце 19 века в США начали зарождаться первые предприятия, ориентированные на социальную деятельность. Так, помимо добровольческих благотворительных мероприятий по сбору пожертвований, стали активно развиваться сезонные благотворительные ярмарки товаров, сделанных своими руками [16], системы поддержки обедневших иммигрантов, бесплатные вечерние школы для взрослых и многое другое. Такие социальные предприятия на тот момент не имели законодательной базы и какой-либо государственной поддержки, а финансировались исключительно из средств обеспеченных американцев.

Два ярких примеров социальных предприятий, зародившихся на пороге 19 века и просуществовавших достаточно долгое время, описаны ниже. Отметим, что никакой законодательной базы касательно любых социальных проектов или государственной поддержки на тот момент не существовало и финансировались они исключительно на пожертвования обеспеченных американцев.

В 1884 году в Чикаго по инициативе двух обеспеченных американок Джейн Аддамс и Гейтс Старр открывается первый “Hull House” – дом, оказывающий социальную поддержку иммигрантам и их детям. В «Доме» была организована вечерняя школа и ряд других специализированых образовательных курсов. Помимо этого, была создана система бесплатного питания. Позже «Hull house» получил в пользование еще несколько помещений и, в итоге, разросся в целую сеть домов социальной поддержки.

Многие женщины, «выпускницы» этого заведения, в будущем стали известными деятелями в городе в таких социльно направленных областях, как образование, законотворческая деятельность, борьба за права женщин и др [86], [105].

В 1895 году в Бостоне по инициативе  Эдгара Дж. Хелмса создан первый благотворительный магазин по сбору, реконструкции и перепродаже предметов домашнего обихода, создавший рабочие места для обедневших иммигрантов. [110, стр. 40-43].

Помимо описанных выше организаций в тот период появляется большое количество и других предприятий, ориентированных на социальную деятельностью. Это явление известный американский эксперт по вопросам менеджмента Питер Друкер в своей монографии «Инновации и предпринимательство» впервые описал как социальное предприятие – предприятие, деловая активность которого не ограничена только получением прибыли [31], [23], [62]. 

Термин социальное предприятие впервые формулируется в 1970-е годы для определения коммерческих предприятий, цели и миссии которых соответствуют некоммерческим организациям. Например, с целью создать рабочие места для социально не защищенных групп населения [1, стр. 14-51]. Но на тот момент явление социального предпринимательства не получило такого массового развития, как НКО.

Активная поддержка со стороны государства способствовала развитию некоммерческих организаций. Так, начиная с 1960-х годов в рамках реализации программы «Великое общество», федеральное правительство вкладывало миллиарды долларов в программы в области искоренения бедности и расовой дискриминации, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, решения транспортных проблем и др. [48, стр. 31-56], [101].

В ответ на спад в экономике США в 1970-1980-е годы объемы финансирования НКО на федеральном уровне резко сократились, в связи с чем было ощутимо урезано социальное обеспечение и поддержка. По некоторым данным некоммерческие организации потеряли порядка 38 миллиардов долларов [70, стр. 54-58]. Тогда большинство некоммерческих организаций обратились к форме социального предприятия [16]. В период с 1977 года по 1989 год около 40% роста доходов организаций социального обслуживания обеспечивалось за счет коммерческой деятельности, платных услуг и др. [71], [76], [90].

Сам термин «социальное предпринимательство» получает широкое распространение в 1990-е годы. Деятельность социальных предприятий постепенно становятся неотъемлемой частью в общественной и культурной жизни страны. Обнаруживается, что он способен решать те задачи, которые не могут решить ни коммерческий частный, ни государственный, ни третий сектор экономики.

Сегодня в базе налоговой службы США зарегистрировано 1,4 млн. организаций третьего сектора экономики, среди них выделяется три крупных кластера:

·      654 тыс. благотворительных организаций

·      354 тыс. религиозных объединений и организаций

·               140 тыс. социальных организаций и предприятий
Особенности понятия социального предпринимательства в США

Понятие социальное предпринимательство (social enterprise) в Соединенных штатах специфически отличается от определения этого понятия в европейских и азиатских государствах. К социальным предприятиям относится большая группа организаций, так или иначе связанных с социально направленной деятельностью [7]. Социальное предприятие берет на себя функцию непосредственной работы над решением социальных проблем и задач посредством производимой продукции, предоставляемых услуг или предоставления рабочих мест социально незащищенным группам граждан [110, стр. 14-67].

Выделяют три основные группы организаций, решающих социально значимые проблемы [103]:

·      Коммерческие организации (организация корпоративных благотворительных мероприятий, социальная ответственность бизнеса, КСО)  

·      Гибридные организации (сочетают в себе социальную деятельность с извлечением прибыли)

·      Некоммерческие организации (nonprofit organization)

Размытое понимание социального предпринимательства и отсутствие закрепленного на федеральном или местном уровне определения служит причиной возникновения множества, порой противоречащих друг другу, концепций и представлений о сути социального предпринимательства как в академической, так и бизнес среде. 

Например, с одной стороны, для социальных организаций характерна коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли для поддержания некоммерческой программной деятельности или деятельности, которая одновременно и приносит доходы, и соответствует основной социальной миссии организации [60].  Примером могут являться мастерские, в которых работают люди с ограниченными возможностями. Прибыль будет распределяться на заработную плату и социальную поддержку сотрудников [112]. С другой стороны, множество успешных проектов в рамках коммерческой деятельности различных организаций осуществлялись посредством ведения бизнеса с целью извлечения прибыли, но реализуя социальную миссию (например, модель «one for one»).

Чаще всего можно встретить следующее определение понятия «социальное предпринимательство»:

Социальное предпринимательство – деятельность, преследующая две основные миссии: извлечение прибыли и достижение «общественной пользы» (social benefit) [63].

Понятие «общественной пользы» может устанавливаться на уровне отдельных штатов с учетом их особенностей.  Субъекты СП преимущественно существуют в специально созданных формах. 

Так же четко не определено понятие «социальное предприятие». Ведущие ассоциации социальных предприятий США дают следующие определения:

«Социальное предприятие – проекты НКО или НКО в партнерстве с коммерческими организациями, направленные на реализацию определенной миссии и предусматривающие создание новых рабочих мест и/или извлечение прибыли» [113]

«Социальное предприятие – любая деятельность или стратегия, направленная на получение доходов, реализуемая некоммерческой организацией с целью извлечения прибыли для поддержания ее благотворительной миссии» [109].

Несмотря на то, что понятие социального предпринимательства не закреплено законодательно, в некоторых штатах за последнее десятилетие созданы две системы признание коммерческих организаций в качестве социального предприятия: низко-доходная компания (low-profit limited liability company – L3C) и социальная корпорация (benefit corporation - BC).

Для организаций, получивших правовой статус L3C или BC, закреплен открытый перечень видов деятельности, которые следует относить к социально-полезной:

·      предоставление услуг и товаров  необеспеченным или малообеспеченным гражданам или сообществам  

·      предоставление экономических  возможностей для физических лиц и сообществ (не включая создание рабочих мест в рамках обычной хозяйственной деятельности)  

·      охрана окружающей среды 

·      услуги в области здравоохранения 

·      развитие искусства, науки и образования 

·      стимулирование

·      финансирования организаций, целью деятельности которых является оказание услуг в социально значимых сферах и защита окружающей среды 

·      достижение каких-либо иных определенных целей, полезных для общества и окружающей среды

Но на данный момент проекты, которые соответствуют пониманию социального предпринимательства – извлечение прибыли и решение социальной проблемы - часто не регистрируют свое предприятие как L3C и BC, т.к. такая организационно-правовая структура накладывает больше бюрократических обязательств, чем преимуществ [110, стр. 48-56].

Одной из причин такого неоднозначного понимания и отсутствия законодательно закрепленного определения понятия социального предпринимательства многие специалисты называют вектор, по которому исторически реализовывались социальные инициативы в связи со спецификой модели рыночной экономики США [47], [51], [58]. Государство долгое время исходило из позиции, что решением социально значимых проблем общества, предоставлением социальных услуг должны заниматься сектора частного бизнеса и некоммерческих организаций, поддержку которым они оказывают. 

Одна из тенденций определения социального предпринимательства заключается в разделении по мотивационном составляющей: получение прибыли, с одной стороны, и альтруизм, с другой. С точки зрения Дж. Мэйр и И. Марти данная дихотомия является не корректной. Естественно, что социальное предпринимательство изначально базируется на этических мотивах и моральной ответственности. Однако, важно понимать, что любая социально направленная деятельность не может основываться исключительно на альтруистических побуждениях. Здесь не последнюю роль будут играть такие присущие каждому человеку мотивирующие факторы как стремление к удовлетворению собственных потребностей, желание «быть хорошим», личное участие «personal fulfillment» [83, стр. 119-138]. А такая мотивирующая сила может иметь место и в бизнес-секторе. Ведь в процессе развития коммерческих предприятий повышается социальное благополучие общества: создаются рабочие места, новые предприятия, технологии, институциональные формы и т.д. [56].

Примером может служить корпорация Thomson Reuters (thomsonreuters.com), занимающаяся, помимо других видов коммерческой деятельность, исследованиями связи онкологических заболеваний с определенными генами. Эта деятельность ведется не в рамках социального предпринимательства или социальной ответственности бизнеса, но имеет очевидное значения для общества.

Анализ, проведенный Дж. Мэйр и И. Марти, выявляет одну общую черту, характерную данным предприятиям – «присутствие творческого инновационного подхода к комбинированию ресурсов (которыми предприятия сами не владеют) для решения социальных проблем и изменения социальных условий».

2.     Место социального предпринимательства в социально-экономической модели США

Несмотря на тот или иной юридический статус социального предприятия, к какому сектору национальной экономики он относится, все социальные предприятия включают в себя характерные черты всех секторов [81]:

·      Применение рыночного механизма для развития инновационного подхода реализации проекта и повышение производительности (сектор частного бизнеса)

·      Нивелирование недостатков рыночной экономики путем поставки социальных услуг, устранения социальных проблем и т.д. (государственный сектор)

·      Вовлечение добровольцев; решение социально значимых проблем (третий сектор)

Взаимодействие секторов экономики необходимо в тех сферах деятельности, которые являются непривлекательными для бизнес-сектора, но на реализацию которых требуются большие финансовые вложение, которые не могут себе позволить организации третьего сектора. Рыночная модель экономики не способна предоставить такие товары и услуги как, например, парки, профессиональную переподготовку безработных, обеспечение жильем бездомным, предоставление рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями и т.д. Самостоятельно ни третий сектор, ни государственный не может решить эти задачи в необходимом объеме. Ситуация ограниченных возможностей каждого из секторов стала стимулом для развития межсекторного сотрудничества.

С точки зрения социально-экономической модели, определение социального предпринимательства можно свести к деятельности, направленной на полное нивелирование или частичное сокращение негативного эффекта рыночной экономики посредствам устойчивых финансово результативных инновационных бизнес-технологий [66].

Таким образом, мы можем выделить три основных параметра социального предпринимательства в США:

·      Компенсация недостатков рыночной экономики США

·      Инновационный подход к реализации проекта в сфере социального предпринимательства

·      Стремление к финансовой устойчивости

С конца 20-го века появились тенденции к смягчению границ между тремя секторами и взаимодействию при решении той или иной задачи [57]. Так как возникшие социальные задачи относились к каждому из секторов, произошло частичное объединение их деятельности. В определенном сегменте их совмещения происходит размывание их функциональных границ. Это позволило, с одной стороны, социальному предпринимательству занять определенную нишу между НКО, сектором частного бизнеса и государственным сектором, а с другой, привело к возникновению более тесного сотрудничества между секторами [39, 88].

Трехсекторное сотрудничество (между частным, государственным и некоммерческим секторами) стало катализатором формирования социального предпринимательства в США.

3.     Финансирование

Рассмотрим основные источники финансирования социального предпринимательства.

Источники финансирования коммерческих организаций [108]:

·      займы и кредиты

·      продажа части бизнеса/активов инвесторам

·      государственные программы финансирования (например, «the Empowerment Zone and Enterprise Cities Demonstration program», программа, направленная на развитие неблагоприятных городских зон путем предоставления льготного режима финансирования)

Таким образом, коммерческие социальные предприятия лишены каких-либо финансовых, налоговых и любых других государственных льгот.

Различные негосударственные фонды оставляют за собой право оказывать финансовую помощь на начальном этапе создания и развития коммерческого социального предприятия на своих условиях [37].

Источники финансирования некоммерческих организаций [108]:

·      государственные гранты (в тех случаях, когда цели деятельности организации совпадают с какими-либо государственными программами финансирования);  

·      частное финансирование (в отношении которого установлены различные налоговые льготы); 

·      займы на льготных условиях;  «квази вклады в уставный капитал» (по сути представляют собой займы, которые, в случае достижения той цели, для которой они были выданы, не должны быть возвращены). 

Некоммерческие организации имеют серьезную финансовую поддержку со стороны и государственной системы грантов, и фондов, и частного финансирования, и системы налогообложения.

Анализ данных, собранных в течение 20 лет (с 1982 по 2002 года), показал, что за этот период прибыль некоммерческих организаций выросла на 219%, частные пожертвования увеличились на 197%, государственная поддержка – на 169%. Помимо этого, значительно возросла доля коммерческой прибыли в общих доходах организациях: в 1982 году – 48,1%, тогда как в 2002 году – 57,6%. Доля частных пожертвований возросла с 19,9% до 22,2%, а государственных грантов осталась практически неизменной – с 17% до 17,2% [53, стр. 12-56]. Что касается настоящего момента, тенденция увеличения прибыли НКО сохраняется, а долевая часть финансирования со стороны различных структур остается практически без изменений [107], [109], [113].

Важно отметить, что есть свои особенности в получении финансирования в зависимости от специфики основной деятельности некоммерческого предприятия. Например, для НКО в области культуры и искусства характерен значимый рост частных пожертвований, тогда как прибыль от коммерческий деятельности осталась практически неизменной [103, стр. 37-60].

Ежегодный доход третьего сектора экономики составляет порядка 6% ВВП [55], [64, стр. 611-613]. Совокупный капитал активов – 3 трлн долларов, ежегодный доход предприятий американского некоммерческого сектора составляет около 1,4 трлн долларов. Социальные предприятия предоставляют рабочие места более чем 9,4 млн граждан, фонд заработной платы которых составляет не менее 8,3% общего заработного фонда страны.

Таким образом, большую часть внешнего финансирования и поддержки в развитии в США социальные предприятия приходится не на государственный сектор, а на фондовые гранты и частные пожертвования. А внутренняя поддержка от доходов предприятия является основной [33], [67]. Особенность американского пути развития социального предпринимательства состоит в наличие разветвленной и устойчивой системы частной поддержки в виде благотворительных фондов. Из самых крупных можно назвать фонды Келлога [101], Кауфмана [100], Рокфеллера, фонд развития предприятий Робертса, Гольдман – Сакс и многие другие.  

Глава 2.

Организационно –  правовые формы социальных предприятий

Социальное предпринимательство в США может осуществляться коммерческими и некоммерческими организациями, а также посредством учреждения специального государственного агентства (путем принятия отдельного закона на уровне штата), деятельность которого должна быть направлена на реализацию какого-либо масштабного социального проекта [27].

В США существует 2 системы признания коммерческих организаций в качестве социального предприятия:

1.     Для целей социального предпринимательства используются специальные типы коммерческих организаций [102, стр. 59 и далее]: L3C и Benefit Corporation. Эти типы коммерческих организаций являются производными от LLC (Limited Liability Company) и Corporation соответственно. Таким образом, определены два типа социальных предприятий: низко-доходная компания (low-profit limited liability company «L3C») и социальная корпорация («benefit corporation»).

2.     Сертификация предприятий специализированной некоммерческой организацией «B Lab», которая осуществляет признание факта ведения компанией социально-полезной деятельности и присвоение ей статуса «B Corporation».

Отметим, что многие организации, которые по праву могут считаться социальными предприятиями, не проходят сертификации и не получают статут социального предприятия. Это связано с сопутствующими трудностями, материальными и временными затратами для предприятия [76].

1.     Низко-доходнаякомпания (low-profit limited liability company – L3C)

L3C является гибридной формой предприятия частного сектора экономики, сочетающей в себе две основные цели – решение социальной проблемы и извлечение прибыли.

L3C относится к группе LLC (Limited liability company – соответствует Обществу с ограниченной ответственностью). Впервые предприятие в статусе L3C было создано в Вермонте в 2008 году. На 2014 год получить статус L3C коммерческая организация LLC может в штатах Иллинойс , Луизиана, Мэн , Мичиган, Северная Каролина, Юта, Вермонт, Вайоминг. В ближайшее время планируется внесение поправок о L3C  в законодательство еще в 26 Штатах [79, стр. 114-127].

Сторонники выделения среди всех LLC в отдельную группы низко-доходных компании утверждают, что таким образом возможно привлечь значительные инвестиции [36, стр. 163-209].

Рассмотрим основные характеристики низко-доходных компаний:

·      Цели создания и деятельности

Реализация благотворительных или образовательных инициатив. Извлечение прибыли также является целью деятельности низко-доходной компании (но не первичной), однако такая деятельность должна происходить исключительно посредством реализации благотворительных целей;

·      Основные положения

Коммерческая организация, распространяются общие положения о порядке организации и деятельности обществ с ограниченной ответственностью;

·      Организационная структура

Как и LLC система управление, распределение прибыли и структура собственности компании в предприятиях со статусом L3C является гибкой, может быть адаптирована в зависимости от политики и нужд компании;

·      Получение статуса L3C

Как и LLC, процедура получение статуса L3C – подача заявки в государственные структуры на местном уровне. Каждый Штат устанавливает свои требования к компаниям, претендующим присвоение статуса L3C. В некоторых штатах организациям может автоматически быть присвоен статус L3C, без запроса на получение статуса самой организацией. Стоимость создания L3C варьируется в зависимости от Штата. Как правило, основные расходы – юридические издержки при подготовке документов [99];

·      Финансирование

Частные и фондовые инвестиции;

·      Налогообложение   

Несмотря на основную социальную миссию деятельности, L3C не освобождается от налогообложения;

Недостатки низко-доходных компаний [90]:

·      Не выявлено значительного увеличения инвестирования.

·      Первоначальная цель обеспечения более легкого доступа к программам финансирования малого предпринимательства не реализовалась.

·      Нет преимуществ в налогообложении над с традиционными LLC.

2.     Социальная корпорация (benefit corporation)

Социальная корпорация - коммерческая организация, целями которой являются получение прибыли и решение социально значимой задачи [90].

В апреле 2010 года в штате Мэриленд был принят закон о создании Benefit corporation. По состоянию на январь 2014 года Социальные корпорации могут быть созданы в следующих штатах: Калифорния, Гавайи, Иллинойс, Луизиана, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Южная Каролина, Вермонт, Вирджиния, Вашингтон [93].

Основные черты социальной корпорации [96]: 

·      Деятельность должна быть направлена на достижение социально-полезного эффекта, что, в свою очередь, сдерживает стремление корпорации к максимизации прибыли.

·      Обязанности директоров по принятию решений исключительно в интересах корпорации (но не только в интересах акционеров), а также ответственность директоров за принимаемые решения перед третьими лицами – теми, кто должен получить социальную пользу. Соответственно, директора не несут традиционно повышенной ответственности перед акционерами за обеспечение прибыльности компании.

·      Отчетность. Публикация на официальном веб-сайте ежегодного отчета корпорации, содержащего информацию о реализованных проектах, оценку их социально-полезного эффекта и воздействия на состояние окружающей среды, а также положительном значении для общества.

·      Налогообложение: не имеет преимущества перед обычными корпорациями.

Пример Benefit Corporation: компания «Loyal Lable» - гибрид коммерческой и некоммерческой организации, бренд, связанный с социально сознательным стилем жизни. Помимо коммерческой деятельности (рекорд-компания), «Loyal Label» выпускает семь линеек футболок, часть средств от продажи которых направляется на финансирование конкретных проектов с партнерами – благотворительными организациями.

3.     Сертификация и рейтинговая система

В связи с отсутствием на федеральном уровне законодательства о социальном предпринимательстве, многие компании стараются презентовать себя как социальные предприятия, так как это способствует притоку инвестиций и востребованности услуг и продукции предприятия на рынке. В связи с этим в последние пять лет активно формируются стандартизованные системы сертификации и рейтинговые шкалы значимости социально полезной деятельности предприятия. Сертификация и рейтинги реализуются не на государственном уровне, а в рамках деятельности некоммерческих организаций [111].

Компания, прошедшая сертификацию или получившая благоприятный рейтинг, может предоставить потенциальным инвесторам информацию о социально значимой деятельности и ее результатах. Получая прозрачные данные о деятельности предприятия, инвесторы способны выбрать подходящую им компанию, а для предприятий с высоким рейтингом упрощается схема привлечение средств [89].

Существует целый ряд рейтинговых агентств и программ сертификации, доступных социальным предприятиям [5]. Но универсальной, принятой на законодательном уровне, рейтинговой системы и сертификации, не существует, поэтому любое предприятие, независимо от его организационной структуры, может быть рассмотрено рейтинговым агентством и претендовать на сертификацию. Кроме того, способ проверки поданной предприятием информации возможен только из открытых источников. Государство не предоставляет агентствам возможность получать информацию о деятельности предприятий, если по закону штата эта информация может быть скрыта [59, стр. 35-67].

Среди всех рейтинговых и сертификационных агентств выделяется некоммерческая организация «B Lab», которая осуществляет признание факта ведения компанией социально-полезной деятельности. Предприятиям, успешно прошедшим сертификацию «B Lab», присваивается статус «B Corporation». Так же «B Lab» ведет открытый рейтинг социальных предприятий, рейтинг доступен он-лайн на сайте организации [94].

Основные черты «B Corporation»:

·      коммерческая организация;

·       цель создания и деятельности – оказание положительного материального воздействия на общество  и окружающую среду; 

·      ежегодное предоставление в обязательном порядке отчета (публикуемого в СМИ) о социально-полезной деятельности и ее результатах; 

·      необходимость прохождения сертификации и присвоения статуса «сертифицированной Корпорации Б» (т.е. подтверждения того, что Корпорация Б действительно является коммерческой организацией и ее деятельность действительно направлена на достижение общественно - полезного эффекта) у специализированной некоммерческой организации «B Lab»;

·      в отличие от получения статуса Benefit Corporation, предприятия с любой организационной структурой могут претендовать на получение сертификации B Lab (не только корпорации);

·      ежегодный сбор для B Corporation колеблется от 500 долл. США для компаний с ежегодным доходом менее 2 млн долл. США до 25 000 долл. США для компаний с доходом более 100 млн долл. США.

Решение о получении предприятием рейтинга и сертификация B Lab принимается по соответствию четырем критериям:

·      Охрана окружающей среды (производство экологических товаров, использование перерабатываемого сырья и возобновляемых источников энергии и т.д.);

·      Охрана и соблюдение прав сотрудников (компенсации и льготы, предоставляемые сотрудникам; особенности организации труда);

·      Поддержка местных сообществ, нацеленных на решение социально значимых проблем;

·      Соблюдение системы отчетности.

Процесс сертификации происходит через:

·      предоставление документально заверенной информации для получения рейтинга;

·      при успешном прохождении  - внесение положений B Lab в устав предприятия

·      cоставление соглашения с B Lab

При получении статуса B Corporation юридический статус предприятия не меняется.

Глава 3.

Основные формы поддержки социальных предприятий в США

1.     Государственная поддержка социального предпринимательства в США

Несмотря на то, что в США в высшей степени развита инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, специфика поддержки социального предпринимательства требует особого подхода. Основная поддержка со стороны государства социального предпринимательства осуществляется по пяти направлениям [73]:

·      Стимулирование социальных инноваций

·      Создание благоприятных условий для развития социальных инициатив

·      Признание и поощрение успешных социальных инициатив

·      Помощь в распространении и развитии успешных социальных инициатив

·      Распространение информации об эффективности социального предпринимательства

Таким образом, государственная поддержка социального предпринимательства включает в себя, в первую, обеспечение информационной поддержки, создание инфраструктуры для развития социального предпринимательства и помощь в развитии успешный проектов социального предприятия.

       i.         Общие положения о видах государственной поддержки социального предпринимательства

В приведенной ниже таблице подробнее рассмотрены виды оказываемой правительством США поддержки социальных инициатив:

Вид государственной поддержки

Описание

Содействие развитию социальных инициатив

·       Выделение грантов из федерального бюджета

·       Финансирование предприятия из бюджета на основании специальных решений правительства

·       Предоставление кредитов на льготных условий под гарантии Государства

Создание благоприятных условий

·       Нивелирование административных барьеров

·       Совершенствование законодательства и нормативных требований

·       Информационная поддержка, осуществляемая за счет федеральных средств

·       Назначение ответственного СИ в Консультационных комитет при Белом Доме

·       Приглашение инициаторов СИ на слушания в конгрессе и сенате

·       Посещение конгрессменами и сенаторами мест реализации СИ

·       Активное участие политических лидеров, членов городских и местных администраций в поддержке социальных проектов

Официальное признание успешности социального предприятия

·       Долговременное устойчивое финансирование

·       Регулярное предоставление грантов на реализацию СИ и расширение масштабов ее применения

·       Заключение государственного, регионального или городского контракта на закупку продукта или услуги, выполняемой в результате реализации СИ

·       Включение расходов на реализацию СИ в городской или местный бюджет

Помощь в развитии успешных социальных инициатив

·       Заключение контрактов на применение результатов СИ в различных регионах и городах США

·       Финансовая поддержка программ или партнеров, осуществляющих распространение СИ

·       Предоставление федеральных грантов на расширение применения СИ в других регионах и городах

·       Принятие СИ в качестве модели для применения в структурах национальной системы оказания социальных услуг

·       Распространение информации об успешности применения СИ

Научно-техническая поддержка, расширение сведений о сущности СИ

·       Поддержка в проведении исследований и сборе статистических данный по рассматриваемой проблеме

·       Помощь в разработке официальных докладов по материалам исследований

·       Принятие государственных стандартов, в основе которых лежат результаты успешной реализации СИ

·       Финансирование программ по изучению эффективности СИ

Таблица 1. Государственная поддержка социального предпринимательства в США

Наиболее сложным этапом в реализации проекта в сфере социального предпринимательства является стартовый период (около двух – четырех лет). За первые два года исчезают порядка трети социальных предприятий, и более половины прекращают свое существование в течение первых четырех лет [103, стр. 23-74]. Для поддержки предприятий на начальных этапах развития существует система государственного грантового финансирования для лучших социальных инициатив, информационная поддержка и т.д.

Несмотря на то, что государство активно обращает внимание на развитие социального предпринимательства, основное финансирование организации получают от фондов, частных пожертвований и в ходе реализации программ социальной ответственности бизнеса. Со своей стороны, государство способствует созданию и развитию социальных предприятий путем активного стимулирования деятельности фондов по начальному инвестированию в социальные предприятия, а также устраняет бюрократические преграды при лицензировании (сертифицировании) социальных предприятий [50].

Взаимодействие социальных предприятий с федеральными и местными органами власти, с одной стороны, оказывает поддержку в развитии социального предпринимательства в стране, а с другой, помогает выявлять социально значимые проблемы, что приводит к формированию определенной государственной стратегии по решению той или иной проблемы [23], [24].

     ii.         Налогообложение

Особое законодательство Соединенных Штатов для социальных предприятий касается налогообложения организаций, учредители которых не получают дивидендов, а прибыль предприятия используется исключительно на заработную плату сотрудникам или расширение социальной деятельности организации [87]. То есть социальное предприятие может рассчитывать на льготы исключительно в том случае, если оно получило статус некоммерческой организации [108].

Рост некоммерческого сектора весьма значителен, что подтверждается, например, тем, что число так называемых «NGO 501(c) 3», по своему статусу освобожденных в США от налогообложения, за последние двадцать лет выросло на 128%.

Для того, чтобы получить статус НКО и быть освобожденной от налогов, организация должна предоставить доказательства, что никакие активы не используются для личной выгоды учредителей, директоров, менеджеров и т.д. [4]

Статус IRS 5501(с)3 присваивается Внутренней налоговой службой США (IRS – Internal Revenue Service) некоммерческим организациям. Данный статус предусматривает возможность исключения некоторых издержек при уплате налогов или полное освобождение от налогов. Для получения статуса организация должна пользоваться поддержкой населения и доказать, что как минимум третья часть получаемых пожертвований исходит из разных источников, при этом величина пожертвований из каждого такого источника не должна превышать двух процентов от общей суммы пожертвований [46].

Так как требования к НКО могут различаться у штата и федерального правительства, возникают случаи, когда организация является некоммерческой для штата, но на федеральном уровне идентифицируется как коммерческое социальное предприятие. В таком случае организация будет освобождена от налогов штата, но не освобождена от налогов государства.

Также пожертвования для НКО могут быть вычтены из налогооблагаемой базы предприятия – донора [95].

Физические и юридические лица, осуществляющие пожертвования в пользу организаций, имеющих статус благотворительных, обычно имеют право на вычет суммы пожертвования из налоговой базы по федеральному налогу на доходы. Налоговое законодательство каждого Штата может отличаться от федерального. Налоговое законодательством штата Нью-Йорк, по общему правилу, также предоставляет право на вычет суммы, потраченной на пожертвования, из налоговой базы по налогу на доходы [89], [90].

2.     Негосударственная поддержка социальных предпринимателей

Негосударственная поддержка социального предпринимательства оказывается гораздо эффективнее и разнообразнее, чем поддержка на государственном уровне. Рассмотрим основные направления негосударственной поддержки.

       i.         Социальная ответственность бизнеса США

Одним из первых, кто задумался о понятии «социальная ответственность» был Говард  Боуэн (Howard Bowen), который в 1953 году опубликовал свою работу «Social Responsibilities of the Businessman» («Социальная ответственность бизнесмена»). В этой монографии Г. Боуэн дает анализ поведения компаний с нормативных позиций, намечаются рамки и ключевые направления изучения социальной ответственности бизнеса, а также говорит, что эта ответственность состоит в осуществлении политики принятия подобных решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны с позиции целей и ценностей общества [15].

В 1970 году Милтон Фридман (Milton Friedman) опубликовал в The New York Times Magazine статью «The Social Responsibility of Business is to Make a Profit» («Единственная социальная ответственность бизнеса - приносить прибыль»). Эта статья была прямо противоположна точке зрения Г. Боуэна. В своей работе М. Фридман определил социальную ответственность бизнеса так: «есть одна и только одна социальная ответственность бизнеса – использование его ресурсов и участие в деятельности компании, направленной на увеличение своей прибыли, так долго, пока это остается в рамках правил игры: участвовать в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества». В статье говорится о том, что если хочешь сделать что-то доброе, то делай это только за свой счет. А также, что не бизнес социально ответственен, а человек, который руководит компанией, и если речь идет о корпорации, то руководитель ее тратит не только свои деньги, но и деньги акционеров [41].

В 2005 году Филипп Котлер (Philip Kotler) и Нэнси Ли (Nancy Lee) в своей книге «Корпоративная социальная ответственность: Как сделать как можно больше добра для вашей компании и сообщества» («Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause») определили социальную ответственность бизнеса как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах.

В настоящее время социальная ответственность (social responsibility) - это совокупность обязательств, которые берет на себя организация в плане защиты интересов общества и его дальнейшего совершенствования [54]. Социальная ответственность компании может проявляться по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах ее деятельности, а также по отношению к окружающей среде и к общественному благосостоянию в целом. Некоторые компании признают свою ответственность по всем трем направлениям и прилагают максимум усилий к тому, чтобы преуспеть в каждом из них. В то же время другие компании делают особое ударение на одной или двух сферах социальной ответственности. Существуют также компании, которые не признают свою ответственность перед обществом ни в каком виде.

Социальная ответственность как политика и концепция стратегического развития компании включает в себя следующие направления деятельности:

·      соблюдение законодательно установленных требований и обязательств;

·      выполнение обязательств перед потребителями, сотрудниками и инвесторами;

·      благотворительные пожертвования;

·      взаимодействие с государственными органами и различными общественными

·      организациями с целью реализации социальных программ;

·      забота об окружающей среде.

     ii.         Фонды и сообщества

В настоящее время в США существует созданная в течение столетия развитая инфраструктура фондов и некоммерческих организаций, которые поддерживают развитие территорий и местных сообществ. В число таких организаций входят: организации при церквях, которые предоставляют социальные услуги; бизнес-организации, которые работают над достижением целей в области экономического развития; фонды местного сообщества, которые поддерживают организации культуры, социальные службы и экономическое развитие; местные некоммерческие организации, которые строят доступное жилье; партнерства между профсоюзами и менеджментом; уникальные организации, которые занимаются местной благотворительностью, поддерживая вдов, работников монопредприятий или спонсируют обучение детей, оставшихся сиротами в семьях пожарных, погибших при исполнении служебного долга.

Именные фонды оказывают активную финансовую поддержку социальным предпринимателям (например, Фонд Джона Рокфеллера, Фонд Генри Форда или Фонд Эндрю Карнеги).

В настоящее время в США активно формируются и развиваются членские организации в области социального предпринимательства. Такие сообщества являются важными с точки зрения поддержки в различных сферах (образовательной, информационной), часто функционируют как платформы обмена опытом для начинающих и опытных социальный предпринимателей.

Альянс Социальных предприятий

Одна из самых крупных и известных организаций, объединяющих и поддерживающих социальные предприятия в США – Альянс Социальных предприятий (Social Enterpise Alliance).

Альянс (SEA) сам определяет себя, как «членская организация, целью которой является создание движения социальных предприятий, направленного на мобилизацию сообществ некоммерческих организаций и доноров для содействия развитию стратегий извлечения прибыли». Альянс образовался в 2002 году после слияния двух организаций: Национального собрания социальных предпринимателей (The National Gathering for Social Enterpreneurs, год основания 1998) и SeaChange (год основания 2000) [109], [110]. 

Сегодня Альянс управляется Советом Директоров, который включает в себя ведущих специалистов в области социального предпринимательства, научных кругов, юриспруденции и менеджмента.

Альянс предоставляет инструментарий для совершенствования работы социальных предприятий. Например, SEA может предоставить своим членам базу научных статей, бизнес-планов, шаблонов для создания и организации работы социальных предприятий. Также сайт и страница в социальной сети играют важную роль в структуре информационной поддержки для членов Ассоциации.

Объединяющее значение SEA заключается в расширении членов сообщества на национальном уровне, знакомство представителей одного направления социального предпринимательства из разных Штатов. Для этих целей создаются отделения SEA по всей территории США.  

На местном уровне работа SEA особенно заметна. Каждое отделение организует по крайней мере четыре образовательных проекта в год, принимает активное участие в законотворчестве на местном уровне.  На 1 января 2014 года на территории США расположены 16 отделений в 14 Штатах.

Членство основывается на ежегодных взносах в размерах, пропорциональных доходам организации. Возможно членство на льготных условиях при отсутствии прибыли предприятия.

Основные виды взаимодействия с социальными предпринимателями производятся посредством:

·      Ежемесячных вебинаров

·      Образовательных курсов и семинаров

·      Ежегодного Саммита Социальных Препринимателей

Одним из важных проектов SEA является организация и проведение саммита по социальному предпринимательству.

Первое собрание состоялось в Сиэтле в 1998 году, на котором присутствовали 182 представителя социальных предприятий и донорских организаций. Инициаторами его организации стали шесть мастеров в области социального предпринимательства (Jerr Boschee, Джед Эмерсон, Гэри Мюльхаэр, Джон Ригган, Билли Шор и Ричард Стеккель). 13 августа 1997 года они приняли решение об организации подобного съезда. Причиной возникновения первого саммита послужило отсутствие коммуникации между социальными предпринимателями даже рамках одного Штата. 

Начиная с 1998 года, Саммит проводится ежегодно или раз в два года в разных городах США.

Саммит длится два-три дня, в течение которых проходят выступления специалистов в различных областях, являющихся неотъемлемой частью качественного функционирования социального предприятия, мастер-классы, круглые столы (обмен опытом, обсуждение актуальных проблем), образовательные программы, презентации социальных проектов участников Саммита.

Такой способ взаимодействия между физическими и юридическими лицами, заинтересованными в развитии социального предпринимательства, по заявлениям руководства SEA и отзывам членов SEA, является продуктивным.  Исходя из этого, с 2008 года вместе с родственными организациями по всему миру проводится Всемирный Форум Социального Предпринимательства. В 2010 году Форум собрал 730 представителей из 31 страны.

Основными стратегиями своей работы SEA заявляют следующие положения (информация на 9 апреля 2014 года):

·      Мы разработаем базовую инфраструктуру для развития социального предпринимательства;

·      Мы разработаем коммуникативную площадку для наших членов, чтобы они были больше связаны между собой и, тем самым, совместно обучались, имели доступ к большей информации и ресурсам;

·      Мы будем активно наращивать базу подписчиков в социальных сетях, так как она оказывает информационную поддержку нашим членам;

·      Мы будем активно сотрудничать с СМИ;

·      Мы будем активно содействовать созданию системы, включающей в себя информирование общества, создание универсальной системы сертификации и принятие законопроектов о социальном предпринимательстве на федеральном и местном уровнях, что должно способствовать успешного развития социального предпринимательства в США.

Также в США существуют множество других ассоциаций, объединений и альянсов, направленных на поддержку социального предпринимательства. Ниже представлены самые известные фонды и ассоциации, поддерживающие социальных предпринимателей.

Фонд Ashoka

По численности и популярности с SEA можно сравнить фонд Ashoka [44]. Основной отличительной от Альянса чертой является преимущественно материальная поддержка социальных предпринимателей.

Фонд был основан по инициативе Билла Дрейтона, вдохновленного деятельностью императора Ашока (Индия, 269-232 гг. до н.э.) и учениями Ганди, в 1980 году для стартовой поддержки социально ориентированных предпринимателей. Хотя Фонд и зарегестрирован в Арлингтоне, штат Вайоминг, США, он имеет свои подразделения по всему миру. Фонд осуществляет программы в 60 странах по всему миру и имеет более 1800 стипендиантов [3].

Размер годового бюджета фонда с 1980 года до 2013 год вырос с 50 000 долларов до почти 30 млн долларов.   

Ashoka поддерживает предпринимателей на трех уровнях:

·      Оказывает финансовую и профессиональную помощь

·      Объединяет сообщества социальных предпринимателей, фиксирует и освещает лучшие практики

·      Содействует созданию инфраструктуры и финансовых систем, необходимых для поддержки и роста гражданского сектора и для распространения социальных инноваций в глобальном масштабе

И в шести основных направлениях:

·      Гражданское участие

·      Экономическое развитие

·      Здоровье

·      Права человека

·      Окружающая среда

·      Образование

Основными источниками финансирования являются пожертвования от частных лиц и коммерческих организаций.

Фонд не получает финансовой поддержки от государства.

С 2007 года помимо основного грантового конкурса молодых предпринимателей, Ashoka проводит Конкурс Молодых предпринимателей, внедряющих инновационные и эффективные методы для позитивных изменений по всему миру. В Конкурсе могут принять участие молодые люди в возрасте от 12 до 24 лет, использующие инновационные технологии для решение социальных проблем. Призовой фонд составляет порядка 100 000 долларов. Кроме того, молодым стипендиатам Фонд финансирует участие в образовательных проектах [3], [90], [107].

    iii.         Поддержка со стороны академического сообщества США

Высокий интерес академической среды к социальному предпринимательству стимулирует академическую поддержку по трем основным направлениям:

·      Введение в учебную программу специализированных курсов, направленных на подготовку специалистов теоретического и практического профиля в области социального предпринимательства;

·      Создание специализированных научных журналов;

·      Организация научных конференций по социальному предпринимательству.

Рост количества специалистов в области социального предпринимательства значительно увеличивают эффективность функционирования социальных предприятий [64, стр. 235-511].

Необходимо отметить, что инициатива создания специализированных курсов по социальному предпринимательству изначально исходила от самих студентов. Образовавшиеся около десяти лет назад студенческие кооперативы, сообщества и инициативные группы сегодня активно трансформируются в учебные группы и специализации. Модель развития социального предпринимательства в академической среде (см. таблицу) демонстрирует постепенное усвоение этого курса как обязательного для большинства ведущих университетов США [47], [72], [73]. 

Основной проблемой исследовательской деятельности и подготовки квалифицированных кадров в области социального предпринимательства специалисты называют отсутствие законодательно закрепленной на федеральном уровне организационно-правовой и понятийной системы социального предпринимательства [75, стр. 231-254].  

Ключевые проблемы развития социального предпринимательства в США

Несмотря на активный рост количества социальных предприятий в США, существует несколько серьезных проблем их развития и функционирования. 

1.     Необходимость поддержания баланса между двумя противоположными целями коммерческих организаций – извлечение прибыли и осуществление социально- полезной деятельности;

В США одним из побочных эффектов деятельности социальных предприятий является переключение с основной (социальной) миссии на извлечение прибыли. Например:

·      В случае социальной корпорации – фокусирование исключительно на качественном функционировании коммерческого сектора [26], [35].

·      Концентрация на удовлетворении потребностей отдельных клиентов, а не достижение положительной динамики изменений для государства в целом [78]

Одна из важнейших функций социального предпринимательства – развития гражданского общества, то есть создание и укрепление социального капитала государства. Но в связи с тем, что социальные предприятия все больше приобретают рыночную ориентацию, существует угроза поддержанию устойчивых контактов с заинтересованными в осуществлении социально значимой деятельности сторонами (некоммерческими организациями, инвесторами малобюджетных организаций, частными инвесторами). Также возможность ориентации предприятия на поддержание контактов с крупными инвесторами, диктующими выгодные им приоритетные направления развития деятельности социального предприятия [4].

Такая ситуация, сложившаяся в области социального предпринимательства, является в большей степени следствием из ниже описанных проблем функционирования социального предприятия в США  [108].   

2.     Отсутствие каких-либо ощутимых финансовых льгот для СП;

3.     Сложность привлечения финансирования;

4.     Затратность по времени и по средствам процедур отчетности.

Перспективы решения указанных выше проблем в открытых источниках не указаны. Но можно предположить, что социальное предпринимательство, как недавно сформировавшийся вид коммерческой деятельности и имеющий сильную поддержку со стороны бизнес и академического сообщества, будет признан на законодательном уровне как особый вид коммерческой деятельности, получит налоговые и юридические льготы, что решит основные проблемы деятельности социального предприятия.

Обсуждение поста

Написать комментарий Нет комментариев

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные авторизованные пользователи.

Вы можете зарегистрироваться, авторизоваться
или войти в 1 клик через профиль в социальных сетях:
ВКонтактеFacebookGoogleTwitterОдноклассникиЯндекс